Календарь Рыбака

Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг. Монография, том I. (fb2)

Если эволюция носителей баллистических ракет являлась естественным процессом, то в отношении лодок с крылатыми ракетами этого сказать нельзя. К началу х годов они выглядели очевидным анахронизмом. На причинах морального устаревания лодок этого подкласса мы еще остановимся. Здесь лишь отметим, что сама идеология построения, и как следствие, характер боевого использования, отечественных противокорабельных ракет во многом был навязан промышленностью. Они были хороши для надводных кораблей, но мало годились для подводных лодок. Книги похожие на "Подводные лодки советского флота гг. Отзывы читателей о книге "Подводные лодки советского флота гг. Форум Войти Регистрация Логин: Апальков - Подводные лодки советского флота гг. Здесь можно скачать бесплатно "Ю. Ru ЛибФокс или прочесть описание и ознакомиться с отзывами. Подводные лодки советского флота гг. Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия. Напишите нам , и мы в срочном порядке примем меры. Апальков Подводные лодки советского флота гг. Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Похожие книги на "Подводные лодки советского флота гг. Ардашев - Оружие специальное, необычное, экзотическое. Уже после завершения разработки технического проекта с кораблем ознакомились представители флота, которым удалось-таки изменить состав его вооружения — оно стало типичным для дизельной лодки того периода и включало в себя шесть мм торпедных аппаратов. Только после этого, что называется, начал определяться тот круг задач, которые должен был решать этот корабль. Мало того, на его базе стали разрабатываться, причем несколькими проектными организациями, лодки различного назначения. Понятно, что их конструктивные особенности определялись не спецификой боевого использования, а исключительно характеристиками основного вооружения. Так, например, крылатые ракеты первого поколения могли стартовать только из надводного положения носителя. Как следствие, обводы легкого корпуса лодки обеспечивали ей неплохие мореходные качества, а компоновка прочного корпуса и главная энергетическая установка оставались такими же, как у прототипа. В принципе, такой подход к созданию корабля вполне логичен, и не раз воспроизводился за рубежом, теми же американцами. Нелогично другое — основные тактико-технические элементы этого прототипа определял не заказчик в данном случае ВМФ , а исполнитель, в то время как в США именно оперативное командование ВМС решало и решает в настоящее время какие корабли ему нужны.

Корабль имел высокий уровень первичных физических полей демаскировавших его и несовершенное гидроакустическое вооружение. Несмотря на это, в х годах прошлого столетия отечественные торпедные АПЛ первого поколения были вынуждены вести поиск и слежение за корабельными группировками противника, так как для советского ВМФ в решении этих задач возникла объективная необходимость. Правда, ничем другим эти лодки заниматься и не могли. Взаимозаменяемые интегральные схемы Автор: Отечественные микросхемы и зарубежные аналоги. Подводные лодки Советского флота гг. Второе поколение АПЛ Название: Второе поколение АПЛ Автор: Третье и четвертое поколение АПЛ Название: Третье и четвертое поколение АПЛ Автор: Ударные корабли Автор ы: Второе поколение АПЛ Автор: Сканер В монографии собраны и систематизированы опубликованные в открытой печати работы специалистов, связанных с проектированием, постройкой и эксплуатацией отечественных АПЛ второго поколения. В ней описаны все проекты, в том числе и нереализованные, рассказано об истории их создания, технических особенностях и модернизациях. Представлены схемы внешнего вида и продольные разрезы проектов и каждой их модификации. В марте г. Перегудова в основном закончила проектные проработки АПЛ в объеме предэскизного проекта. В результате было получено положительное решение о возможности создания такого корабля. Предлагалось два варианта архитектуры лодки: В обоих вариантах прочный корпус делился главными водонепроницаемыми переборками на девять отсеков и должен был изготавливаться из разрабатываемой стали марки АК Значительная часть его объемов отводилась под паропроизводящую и паротурбинные установки, а также их вспомогательное оборудование, аппаратуру и агрегаты управления, блокировку и защиту, корабельную электростанцию и электроэнергетическую систему. При этом перед проектантами стояли такие сложные задачи как, например, обеспечение биологической защиты, приемлемых условий обитаемости экипажа в подводном положении и организация радиационного контроля. Легкий корпус АПЛ в обоих вариантах проектных предложений в поперечных сечениях имел круговые в центральной части или эллипсоидные в оконечностях формы, которые в наибольшей степени были приспособлены для плавания под водой.

подводные лодки советского флота 1945-1991 гг монография том 2

Перегудова вела работу и комплексная группа под руководством Н. В ней наметились два направления создания АЭУ для подводной лодки: Предполагалось, что обе установки будут иметь примерно равные мас- согабаритные характеристики и мощность. Благодаря такому подходу можно было построить два корабля с одинаковыми тактико-техническими элементами, но с различными типами энергетических установок. В случае реализации этих замыслов открывалась возможность провести сравнительные испытания последних. Сложилась весьма интересная ситуация. Вне какой-либо связи друг с другом отечественные и американские создатели атомных подводных лодок действовали по схожему алгоритму. И те и другие на начальной стадии работ приняли схожие технические решения например, использовали в качестве прототипов новейшие ДЭПЛ , а затем пришли к необходимости внедрить на лодки паропроизводящие установки обоих типов, и после испытаний выбрали наиболее надежную из них.

подводные лодки советского флота 1945-1991 гг монография том 2

Вместе с тем, имелись и различия. В нашей стране, на стадии предварительных исследований АПЛ, было решено, причем без командования ВМФ, придать ей выдающиеся боевые возможности в виде огромной мм торпеды стратегического назначения. Скрытность, а, следовательно, возможность подойти к побережью противника на требуемое расстояние, этому кораблю должны были обеспечивать высокие скорость и дальность плавания в подводном положении. Бесспорно, сама по себе техническая возможность постройки АПЛ была крайне важна, хотя бы потому, что она в перспективе позволяла развернуть серийную постройку кораблей этого класса с улучшенными тактико- техническими элементами и иным назначением.

подводные лодки советского флота 1945-1991 гг монография том 2

Но тогда, в первой половине г. Предэскизные проработки, выполненные обеими комплексными группами, позволили приступить к следующей стадии проектирования первой отечественной АПЛ. С этой целью, в соответствии с приказом Министра судостроительной промышленности от 18 февраля г. Причем начальник и главный конструктор СКБ А. Начальником реорганизованного бюро стал В. В нем сформировали 10 отделов, каждый из которых занимался разработкой какой-либо из корабельных систем: Характерно то, что работы проводились на основе постановления Правительства, принятого только 18 апреля г. Мало того, в процессе проектирования бюро продолжало выдавать частные технические задания ТЗ разработчикам оборудования и исполнителям научно-исследовательских тем без какого-либо согласования с представителями ВМФ. Ванниковым с марта г. В соответствии с его логикой, коль скоро лодка не предназначалась для борьбы с кораблями противника в море, то никакого отношения к ВМФ она и не должна была иметь. Такой подход предопределил ошибки, допущенные проектантами при определении общего назначения и боевых возможностей первой АПЛ. Вместе с тем, благодаря сложившейся организации работ удалось значительным образом сократить сроки разработки проекта и реализации его в ме- тАПЛе. Также нельзя забывать о том, что В. Перегудов не был случайным человеком для ВМФ. За его плечами было участие в разработке проектов средних подводных лодок IX бис и IXбис-2 серий, а также организация их серийной постройки. Достаточно сказать, что во время Второй мировой войны в отечественном флоте корабли IXбис серии были лучшими в своем классе. Нельзя не отметить то, что большое влияние на разработку проекта первой отечественной АПЛ оказала смерть И. Сталина и приход к руководству страной Н. Хрущева, который, как известно, плохо разбирался в военно-морских делах, находясь в отношении к ним под полным влиянием маршала Г. Вместе с тем, Н. Хрущев был ярым сторонником начинавшейся тогда научно-технической революции, и что важно для темы данной монографии, всемерно поддерживал внедрение на флот атомной энергетики, ядерного оружия и различных радиоэлектронных средств. Забегая вперед, отметим, что ко второй половине х годов он уже рассматривал подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами или сверхдальнобойными торпедами как в случае с пр. В частности, на совещании, посвященном перспективам развития флота, проводившемся в Севастополе с участием членов Правительства и руководящего состава МО и ВМФ в октябре г.

В этих условиях торпеда, оснащенная ядерным зарядом и способная наносить удары по береговым объектам, представлялась весьма эффективным оружием, а ее носитель — АПЛ — становилась одним из приоритетов в развитии Вооруженных Сил.

  • Сальник на редуктор лодочного мотора сузуки 50
  • Ловля самого крупного тунца
  • Лучшая рыбалка в апреле
  • Бросания мяча вниз об пол и ловля его
  • Однако вернемся к деятельности СКВ Из двух вариантов архитектуры АПЛ, предложенных комплексной группой В. Пе- регудова, был выбран двухкорпусный, который обеспечивал больший запас плавучести, и как следствие, выполнение требований условий непотопляемости, принятое тогда в отечественном флоте: Исключение составляли турбинный и следующий за ним в корму отсеки. Интересно то, что на начальной стадии проектирования в ТТЗ, разработанном СКБ, предусматривалось обеспечение аварийного всплытия лодки с глубины м при затоплении любого из отсеков прочного корпуса. Он составил 6,7 м. Первый составил 4,5 м, а второй — 3,2 м. По форме прочный корпус был выполнен в виде цилиндра на большей части длины с усеченными конусами в оконечностях. Причем верхняя кромка кормового конуса шла параллельно основной плоскости, а носового — имела к ней меньший, чем нижняя кромка, наклон. Впервые в отечественном флоте на лодке отказались от боевой рубки — все посты управления кораблем и оружием перенесли в центральный пост, расположенный на верхней палубе третьего отсека. Такое решение объясняется, прежде всего, стремлением в максимально возможной степени сократить размеры ограждения и придать ему лимузинную форму — наиболее благоприятную для условий подводного плавания на большой скорости. В процессе разработки прочного корпуса конструкторам пришлось учитывать увеличенные по сравнению с прототипом глубину погружения и главные размерения АПЛ. Как следствие, пришлось заняться разработкой новой корпусной стали. На первый из институтов возлагалась задача разработки самой стали, а на второй — проведение ее испытаний на различные нагрузки, а также теоретические и экспериментальные исследования прочности изготовленных из нее конструкций. К апрелю г. Одновременно с изготовлением натурных отсеков была отработана технология выполнения корпусных работ из новой стали, установлены режимы ее термической обработки и сварки. Испытания стали АК и изготовленных из нее конструкций прошли успешно, и ее приняли для корпуса АПЛ пр. Другой проблемой, стоявшей перед коллективом СКБ, и не менее сложной, чем конструкция прочного корпуса, являлись обводы легкого корпуса. В период создания АПЛ пр. Понятно, что работ, охватывающих все проблемы, возникающие во время движения лодки на большой скорости под водой, еще не было.

    Крылова и трубы ЦАГИ несколько моделей его различных вариантов. Одновременно отрабатывались вопросы управляемости при новой форме обводов корпуса на различных режимах движения. Особенно сложной являлась проблема ручного управления, так как при нем на большой скорости могла возникнуть опасность неконтролируемого возникновения больших дифферентов и выход корабля за предельную глубину погружения. По результатам испытаний, проведенных в ЦНИИ и ЦАГИ, легкий корпус был принят удлиненным с отношением длины к ширине — 13,3 цилиндрической формы на большей части длины. Его особенностью являлись оконечности, выполненные в форме эллипсоидных тел вращения с большей осью, стоящей вертикально. Такая форма была наиболее рациональной для размещения мм ТА и для снижения сопротивления во время движения под водой. В кормовой оконечности в районе расположения гребных винтов имелись горизонтальные и вертикальный стабилизаторы, обеспечивавшие устойчивое движение на заданных глубине и направлении. Вертикальный руль и кормовые горизонтальные рули разместили за гребными винтами, что повышало их эффективность. Если сравнить обводы легкого корпуса пр. У нашего корабля она составляла 13,3, а у американского — только 7,9. При этом полная скорость хода АПЛ пр. Оба корабля имели почти равное нормальное водоизмещение — и т соответственно, а мощность обоих ГТЗА у отечественной лодки почти в два раза превышала мощность одного ГТЗА Scipjack 35 л. Очевидно, что ходовые качества американской лодки были лучше. Причин тому несколько и среди них можно выделить следующие. Во-первых, комплексная группа В. Перегудова не ставила перед собой задачу обеспечить АПЛ высокую скорость хода. Исходя из опыта Второй мировой войны ее специалисты полагали, что 25 уз будет вполне достаточно для уклонения от противолодочных сил и решения кораблем основной боевой задачи — нанесения ударов по береговым объектам. Во-вторых, несмотря на испытания моделей, форма кормовой оконечности корпуса и схема винто- рулевой группы АПЛ пр. Наконец, в-третьих, сама по себе удлиненная форма корпуса, не является оптимальной для скоростного движения под водой, но ее использование было вынужденным — на лодке требовалось поместить гигантский торпедный аппарат длиной почти 24 м и диаметром мм, занимавший два носовых отсека. Этот процесс и причины его побудившие будут рассмотрены ниже, в главе, посвященной кораблям второго поколения. Здесь лишь отметим, что сравнительно небольшая скорость АПЛ пр. Исключение составляет винто-рулевой комплекс. Вероятно, буксировки различных моделей в бассейне ЦНИИ и их продувки в трубах ЦАГИ оказалось недостаточно — требовались натурные испытания на действующем корабле.

    Собственно по этому пути пошли американцы. На их Albacore были отработаны оптимальная форма корпуса для скоростных лодок, различные формы их оперения крестообразное и х-образ- ное , выявлено его влияние на управляемость корабля и работу гребного винта. Кроме того, были испытаны различные типы винтов одиночных, с различным числом и формой лопастей, а также соосных , система одержания при аварийных провалах, различные формы и расположение гидроакустических антенн, конструкция их обтекателей и пр. В нашей стране подобный корабль — пр. Если проблемы, связанные с конструкцией и формой корпусов удалось решить сравнительно быстро, то разработка АЭУ отставала от установленных сроков. В итоге, когда был завершен технический пр. Это могло бы вызвать удивление, ведь принципиальная схема АЭУ была полностью разработана еще в начале г. Однако главным камнем преткновения стал реактор. Как уже говорилось, работы над ним шли по двум направлениям: Первое направление разрабатывалось в НИИ химического машиностроения группой конструкторов во главе с Н. Доллежалем, а с декабря г. Этот институт должен был разрабатывать ядерные реакторы для всех областей народного хозяйства, в том числе и лодочные. Второе направление разрабатывалось в ФИЭ коллективом конструкторов под руководством А. На начальной стадии эскизного проектирования темпы выполнения работ были примерно одинаковыми. Затрудняла работу необходимость постоянного согласования с представителями СКВ возможных вариантов ее общего построения, а также конструкцию и характеристики каждого из образцов оборудования. Примерно в феврале г. Благодаря этому должны были ликвидировать наметившееся отставание в проектировании АЭУ от сроков разработки технического проекта самого корабля. Так как о реакторе на быстрых нейтронах будет рассказано при описании АПЛ пр. Первоначально его сотрудники предполагали использовать в лодочном реакторе графитовый или бериллиевый замедлители и трубы под давлением, внутри которых были бы смонтированы тепловыделяющие элементы ТВЭЛ. Впоследствии рассматривались схемы с водяным или тяжеловодным замедлителями.

    Однако в окончательном варианте сотрудники института остановились на реакторе, у которого давление первого контура держали толстостенные стенки его корпуса и крышка, а ТВЭЛ находились внутри корпуса. Такая конструкция оказалась предельно простой и надежной, так как в ней отсутствовали многочисленные трубы, находившиеся под давлением с соответствующей арматурой. Нельзя не сказать о том, что успешному продвижению работ в деле разработки первого лодочного реактора в немалой степени способствовал А. Александров в немалой степени помог преодолеть множество затруднений, связанных с постройкой и эксплуатацией корабля. Грубо говоря, они состоят из двух основных частей: Основой ППУ является реактор. Он представляет собой толстостенный вертикально стоящий цилиндр, выполненный из низколегированной углеродистой стали. Его нижняя часть дно наглухо заварена. Внутри корпуса реактора находится каркас активной зоны A3 , защищенный оболочкой. A3 является источником тепловой энергии.

    Ю. Апальков - Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг. Монография, том I.

    Она загружается тепловыделяющими элементами ТВЭЛ , в которых, за счет реакции деления ядер урана U образуется тепло. Каркас A3 — цилиндр, вставленный в корпус реактора, служит для размещения ТВЭЛ и направления движения регулирующих стержней системы управления и защиты. Сверху и снизу каркас закрыт опорными плитами, одновременно поддерживающими его внутри корпуса реактора. Сверху реактор закрывается крышкой, которая соединяется с его корпусом при помощи стандартных фланцев и крепежных болтов. В процессе установки крышки используются уплотнительные прокладки или тороидальные уплотнения, внутри которых специальная система поддерживает повышенное давление. На некоторых реакторах например, в американском S-5W, установленном на Skipjack вместо фланцевого соединения было использовано соединительное кольцо. Автоматическое регулирование мощности реактора и остановка его в случае аварии осуществляется при помощи системы управления и защиты СУЗ. Стержни регулирующие, компенсирующие и аварийной защиты изготавливают из хорошо поглощающих нейтроны материалов: Регулирующие стержни СУЗ предназначены для управления мощностью реактора. Они снабжены электромеханическим реечным приводом, обеспечивающим введение в активную зону со сравнительно невысокими скоростями. Чем выше подняты регулирующие стержни, тем больше мощность реактора, и, наоборот — по мере их опускания мощность реактора падает. Когда регулирующие стержни доходят до концевиков, реактор полностью расхолаживается. Стержни аварийной защиты предназначены для аварийной остановки реактора. Это явление вызвано тем, что во время работы реактора в активной зоне накапливаются продукты деления ядер. Некоторые из них, особенно ксенон, захватывают нейтроны интенсивнее, чем ядерное горючее, действуя как вредные поглотители, нарушая баланс нейтронов в реакторе. По мере накопления продуктов деления, компенсирующие стержни выдвигаются в A3 до момента достижения равновесия концентрации вредных поглотителей. После остановки реактора происходит резкий скачок концентрации ксенона, что может привести к тому, что пуск реактора может оказаться невозможным в течение нескольких часов. Не случайно, на отечественных в том числе и в пр. Плановая остановка реактора осуществляется при помощи регулирующих стержней СУЗ. ТВЭЛы изготавливаются из уран-циркониевого сплава в виде металлических пластин или спиралевидных трубок. Между ними циркулирует дистиллят воды высокой чистоты, называемый водой первого контура. Она при помощи циркуляционных насосов первого контура ЦНПК подается в парогенератор ПГ , который представляет собой вертикально стоящий теплообменный аппарат. Он насыщен секциями из большого числа изогнутых для компенсации температурного расширения трубок, называемых трубной системой.

    Через стенки этой системы тепло первого контура передается питательной воде конденсатно-питательной системы воде второго контура и превращает ее в перегретый пар. На отечественных АПЛ второго и третьего поколений использовались более надежные ПГ с естественной циркуляцией воды второго контура. Причем каждую автономную петлю первого контура на них обслуживали четыре ПГ. Из них один являлся резервным. В случае необходимости этот ПГ можно бьшо подключить к любому из трех контуров теплоносителя. Особенностью этой установки является то, что вода в первом контуре под давлением циркулирует благодаря конвекции, чем обеспечивается низкий уровень шума во время ее работы. Расположенный на берегу прототип такой установки S-5G был испытан в г. Все оборудование ППУ расположено в специальной герметичной необитаемой выгородке. Она закрыта экранами биологической защиты. Пространство этой выгородки, для поддержания разряжения, оснащено системой вакуумирования. Для контроля и управления ППУ помимо пультов дистанционного управления в реакторном отсеке расположены контрольно-измерительная аппаратура и клапаны с дистанционным гидравлическим и электромагнитным или ручным приводами. Если на корабле два реактора, то таких выгородок две. Пар от трубной системы ПГ собирается в паросборнике и от него по главному паропроводу поступает маневровому устройству ГТЗА. В турбине переднего или заднего хода энергия пара превращается в кинетическую энергию вращения ее ротора. Крутящий момент через редукторную передачу РП , шинно-пневматическую и зубчатую муфты передается гребному валу. На отечественных АПЛ первого поколения в том числе и на пр. На АПЛ второго и третьего поколений устанавливались автономные турбогенераторы АТГ , чьи роторы приводились во вращение паром от второго контура. Отработанный в турбине пар сбрасывается на главный конденсатор, через систему трубопроводов которого при помощи циркуляционного насоса ЭЦН прокачивается забортная вода. Конденсат из главного конденсатора забирается конденсатным насосом ЭКН и по напорно-питательному трубопроводу подается в ПГ для последующего цикла работы. Управление работой ППУ осуществляется со специального пульта заданием расхода питательной воды в ПГ и мощности реактора.

    Управление частотой вращения ротора ГТЗА, и следовательно, скоростью движения корабля, осуществляется либо дистанционно, с пульта управления, либо с местного поста в турбинном отсеке путем воздействия на маневровое устройство чем больше оно открыто тем выше скорость, и — наоборот. Для компенсации изменения объема теплоносителя первого контура при его разогреве или охлаждении, а также регулирования давления в нем при изменении мощности реактора, в ППУ предусмотрена система газа высокого давления, включающая в себя компенсаторы объема, ресиверные, пусковые и запасные баллоны газа высокого давления.

    Скачать книгу бесплатно:

    Охлаждение оборудования ППУ теплообменника, фильтра первого контура, бака железноводной биологической защиты, привода компенсирующей решетки производится пресной водой третьего контура. В ее систему входят насосы, теплообменник третьего и четвертого контуров, трубопроводы и арматура. Отвод тепла от теплообменника третьего контура осуществляется с помощью забортной воды, подаваемой насосами четвертого контура. Новейшие АПЛ имеют естественную циркуляцию воды четвертого контура, что существенным образом снижает уровень шума АЭУ во время работы. Применение ППУ и ПТУ с многочисленными сильно шумящими обслуживающими механизмами, привело к необходимости разработки комплекса мер, направленных на снижение уровня шума корабля. По существу, частные ТТЗ, выданные СКБ, свелись к требованиям по снижению уровня создаваемого оборудованием воздушного шума, а вопрос об уровне его вибраций даже не ставился, так как не был достаточно хорошо изучен. Тем не менее, все вспомогательные механизмы главной энергетической установки АПЛ разместили на виброизолирующих амортизаторах, а фундаменты под них облицевали вибропоглащающим резиновым покрытием, между насосами и трубопроводами смонтировали гибкие патрубки. Для снижения уровня шума, на прочный корпус корабля в районе расположения наиболее шумящих главных и вспомогательных механизмов нанесли звукоизолирующие покрытия. С одной стороны, такое решение объяснялось желанием упростить схему резервного питания от АБ, и главным образом для ЦНПК, а с другой — использовать уже отработанные образцы оборудования и радиотехнических средств. Их применение позволило отказаться от трубопроводов и механизмов, необходимых для автономных турбинных агрегатов, что, в конечном итоге, позволило уменьшить водоизмещение корабля примерно на т и сократить количество личного состава, необходимого для обслуживания всей ЭЭС. Да и само по себе их использование приводило к усложнению переключения питания оборудования при реверсах гребного вала. В результате такие электрогенераторы устанавливались только на отечественных АПЛ первого поколения. В дополнение к НТГ на корабле были установлены: Особенностью последней являлось то, что впервые в отечественном флоте она могла заряжаться в подводном положении корабля без какой- либо связи с атмосферой.

    Для этого имелся специальный комплекс, включавший в себя систему вентиляции с фильтрами для поглощения аэрозолей, электролита и печь для дожигания водорода. Внедрение атомной энергетики на ПЛ неизбежно поставило вопрос об обитаемости экипажа. При этом приходилось решать две взаимосвязанные задачи: Первая задача, в основном, была решена за счет использования портативных регенеративных установок с регенеративными веществами в пластинах , поддерживающими в отсеках корабля воздух с необходимой концентрацией кислорода и углекислого газа, а также за счет внедрения в общекорабельные системы вентиляции специальных фильтров для очистки воздуха от вредных примесей и кондиционеров.