Календарь Рыбака

Уфимцев Р. Телега с колесом от «мерседеса». Зачем реформируют российские вузы?

Процент студентов, реально переводящихся на обучение в вузы других стран, мягко говоря, невелик. Это куцее высшее образование в принципе малопригодно как для подготовки хорошего профессионального специалиста, так и тем более для подготовки широко эрудированного, развитого, умеющего думать человека; а ведь именно фундаментальность обучения в наших альма матер столь выгодно отличает их от всех остальных.

болонский процесс аргументы за

Количество вводных, общих предметов сокращается, зато основной упор делается на профессиональные навыки. Но что мы имеем, опять-таки, на практике? Такие люди не умеют мыслить логически, не обучены развиваться и приобретать новые навыки, не владеют методами исследования и творчества; то есть по факту, теряется сама суть высшего образования. С таким же успехом можно штамповать биороботов, способных выполнять определенный спектр работ, но не способных ни на что другое. А между тем, российское образование всегда базировалось на фундаментальной науке и проводилось за счет последовательного обучения студентов своему предмету, чего не дает мозаичная система предметных модулей, используемая во многих европейских странах. Значительное внимание исследователей сосредоточено на анализе социально-структурных факторов дифференциации Зиятдинова ; образование и наука… и др. За последние 5—7 лет платные формы высшего и других видов образования активно заменяли бесплатное бюджетное образование. При поддержке Независимого института социальной политики в — гг. Высшее образование… ; Доступность… Назовем некоторые из выявленных проблем: И подобного рода фактов неблагополучия в системах российского образования можно найти огромное количество. Насколько осознает общество сложность и противоречивость складывающейся ситуации, однозначна ли позиция в принятии идей предлагаемого в России реформирования образования? Проведем сопоставление ключевых позиций оппонентов. С включением России в Болонский процесс общественность, журналисты, специалисты стали вникать в суть ситуации и высказывать свои представления и оценки. Щелгунов из КГУ уточнил эту ситуация: Болонский процесс — это перспективная вещь. Именно Министерство образования и науки внедряет и реализует Болонскую реформу в России однако конкретная подсистема, ответственная за реформу, явно не называется.

болонский процесс аргументы за

Представители Министерства, за исключением самого министра, мало выступают публично, не предлагают общественности собственных аргументов в обоснование идей, стратегий и способов реформирования. Выделим акценты министра по процессу реорганизации, его оценки болонских перспектив для России. О новых форматах обучения и темпах их внедрения. Фурсенко, Россия в принятии Болонского процесса идет в графике, не опережая его, но и не отставая. Это предполагает введение двухуровневой системы и отказ от зачетов учебных программ по прослушанным часам. В принципе, по заверениям господина министра, будут существовать все три системы: Все три уровня будут самостоятельными, со своими госстандартами и итоговой аттестацией. Лицензирование, аттестация и госаккредитация вузов по программам каждого уровня будут проводиться раздельно Российское… Через три года, по подсчетам министра, Россия завершит все мероприятия в рамках Болонского процесса, т. Оценки Болонского процесса и его результатов. При развитии системы что-то теряется, но при ее стагнации потери бывают гораздо больше Итак, по Фурсенко получается, что основное в реализации Болонского процесса — это переход на двухуровневую систему обучения. Число отзывов о публикации, сделанных учеными, зарегистрированными в системе Science Index.

  • Анисовое масло в рыбалке
  • Тент марин для лодок пвх
  • Воблер ито шинер купить
  • Ловля щуки весной цвет приманки
  • Для просмотра всех отзывов щелкните мышью на этом числе. The article deals with the problematic aspects of introduction of the Bologna process into Russian education system in an attempt to understand the spirit and the letter of the Bologna transformations in Russia. The given global initiative is analyzed in several contexts: Bologna ideas development in Europe and Russia, character and measure of innovations in the Russian system of higher education, their relations with the pressing problems of the Russian higher education reforming, correspondence of the Bologna organizational formats to the Russian educational system, arguments pro et contra Bologna revolutionary transformations. Вы можете добавить свою персональную заметку к данной публикации, которая поможет Вам в работе с публикациями и подборками публикаций на elibrary. Ваша заметка будет показываться только Вам. По всем вопросам, связанным с работой в системе Science Index, обращайтесь, пожалуйста, в службу поддержки: Но главное, общее образовательное пространство дробится и становится не единым стратегическим плацдармом будущего развития страны, а превращается в обслуживающий элемент отнюдь не российских интересов. Попробуем понять, чьи интересы положены в основу новой образовательной системы. Эти и другие тексты в электронном виде на английском языке: После ознакомления с документами возникают два вопроса: И адекватны ли меры, которые прилагают российские реформаторы, целям этого процесса? Ответим сначала на второй, как на менее глобальный. Так уж ли не интегрировалась в Болонский процесс существующая система нашего образования? Обращаю внимание, что вступление в Болонский процесс не предполагает автоматического слепого копирования европейской модели. Во всех конвенциях и декларациях подчёркивается, что национальные системы образования должны сохранить свои особенности. Уровень бакалавра — минимум 3 года после окончания школы, магистр — 2 года после бакалавриата. А теперь вспомним, что наши школьники, окончив 9 или 11 классов, поступали в техникум, после чего они имели право перевода на 3-й курс профильного вуза. Студент техникума при этом получал не только общие гуманитарные или технические знания, но и конкретную профессию. Россия могла бы вступить в Болонский процесс практически без реформирования системы образования! Видимо, необходимо было разрушить столетиями сложившуюся образовательную традицию, имевшую свою преемственность и мировое признание. Многие сейчас называют Советский Союз самой научной цивилизацией мира. СССР представлял собой первое и по сути единственное в ХХ веке общество, где высокая культура стала культурой масс. Ответ на вопрос лежит в плоскости понимания сути современного российского образовательного процесса. Главная проблема заключается в том, что результаты ЕГЭ в разные годы проведения эксперимента стабильно разочаровывали. Многие эксперты заявляют о том, что результаты тестирования не дают объективной оценки знаний, а процедура его проведения до конца не отработана.

    Предположения о том, что государство, возможно, поторопилось с утверждением обязательной формы ЕГЭ, звучат из уст видных политиков, представителей в сфере образования, родителей школьников и абитуриентов.

    Болонский процесс: за и против

    К тому же, как выяснилось, обещанной правительством общественной экспертизы результатов эксперимента по ЕГЭ так и не было проведено. Ситуация осложняется ещё тем, что ЕГЭ — не более чем один из инструментов оценивания школьников. Согласитесь, наивно полагать, что новый, пусть даже самый точный и современный градусник поможет вылечить больного раком. Более того, с помощью одного только градусника невозможно даже диагноз правильный поставить, так что лучше даже и не говорить про объективность оценки нашего образования по результатам ЕГЭ. Вся проблема в том, что болонская система предполагает определённую шкалу соотношения высшего и низшего, когда есть деление образовательного процесса на уровни.

    болонский процесс аргументы за

    Их перестали пропускать в Европу! Точно по такой же схеме никогда не скрывалось — реализуемой в интересах автопрома снимаются с дорог автомобили, произведенные более пяти лет назад, в связи с ужесточением экологических стандартов. И точно по такой же схеме будут сняты с дорог своих карьер выпускники российских вузов! В России стараются не думать и о том, что механизмы принятия решений ЕС находятся в сверхсложной причинной связи с недекларированными теневыми интересами политических и экономических кругов. Еще более значимые различия в поведении реформаторов из разных частей Европы возникают из-за того, что для России и для Западной Европы, особенно в последние несколько десятилетий, их национальные системы образование выполняли не одинаковые социальные функции. Так, Россия всегда видела в системе образовании способ поддержания государственной мощи, поскольку система обязывалась поставлять государству больше ученых-атомщиков, больше инженеров ВПК, больше кадровых офицеров и т. Такое видение проблемы привело к тому, что в результате известного экономического кризиса резко сократилась потребность в кадрах, а вместе с сокращением потребности в кадрах сократилось финансирование образования. И надо еще учитывать, что и сам бюджет при этом катастрофически ужался. Что из этого вышло? Несколько поколений молодых людей были попросту потеряны в качестве потенциала гражданского общества, но иных представлений, отличных от представлений о зависимости образования от нужд кризисной экономики, общество все равно не выработало, и защитить какую-то иную, нравственную позицию российская интеллигенции в этом вопросе не решилась. Все искренне уверены, что на безрыбье сгодится абсолютно все, что приведет к механическому увеличению количества и качества услуг в сфере образования.

    болонский процесс аргументы за

    Иное дело в Европе. Там тоже есть свои кризисы, но правительства и общественность в целом всегда уделяли образованию своих граждан достаточно высокое внимание. Круг проблем при этом находился в несколько иной плоскости. Так, европейская интеллигенция всегда прекрасно понимала, что образование, кроме всего прочего, является еще и эффективным инструментом сглаживания социальных противоречий либерального общества.

    Болонский процесс в России: аргументы "за" и "против"

    В чем-то даже более эффективным, чем политические инструменты стареющей парламентской демократии. И потому всегда была готова отстаивать эту роль образования. Ведь именно через систему образования с некоторым, конечно, допущением происходило эффективное перемешивание социальных слоев. Если политика переставала быть тем социальным лифтом, который позволял претенденту снизу подняться к командным высотам европейского менеджмента, то образование этим лифтом все еще де-факто оставалось. Образование оставалось единственным способом повысить социальную статусность субъекта. Причем руководители западноевропейской экономики, основанной на конкуренции, даже поощряли человеческую конкуренцию, возникающую в результате обучения кадров. В силу чего опять же утверждаем — с некоторым допущением они до сих пор способствовали созданию условий более-менее равного доступа к образованию. Однако для нашей темы важнее другое. Причем, западноевропейская интеллигенция, так же, как и российская, поделена на сторонников либеральной и социальной концепций. Точка зрения либералов представлена самой болонской декларацией. Поэтому остановимся на сомнениях социалистов, интересы которых не всегда совпадают с интересами европейской бюрократии, зараженной духом либерализма, продиктованного концернами. Многие из европейских социалистов вполне оправданно подозревает, что политики, возбужденные интеграционными процессами в Европе, сгоряча замысливают такую реформу, системные последствия которой они, в общем-то, не в состоянии предсказать. Вот что пишет профессор Ани Винокур из Нантерского университета Франция: Вдохновители и исполнительные реформы вряд ли прикладывают необходимые усилия, чтобы предсказать возможные системные эффекты". Еще более резко высказался другой научный сотрудник из Нантера, координатор международного форума по проблемам реформы образования — Кароль Сигман. Сказано, что студенты должны учиться в разных странах и Европа должна помогать их передвижению. Но это будет возможно и уже реализуется по этой схеме с помощью системы "кредитов" или "очков".